ИЛКЭН. В столице республики начался цикл мероприятий, посвященных Международному дню коренных народов мира. В галерее национальных культур Дома дружбы народов 2 августа открылась выставка прикладного искусства мастеров коренных малочисленных народов Севера «Хранители мастерства».
На выставке представлены работы 23 мастериц из Усть-Янского, Анабарского, Верхнеколымского, Среднеколымского, Нижнеколымского, Эвено-Бытантайского, Томпонского районов, г. Якутска и Красноярского края.
Организатором является Национальный центр «Симэх», Союз мастеров КМНС РСЯ) при поддержке Ассоциации КМНС РС(Я), Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского и организаций «Аборигенка» и «Сирэктэ».
«Для наших народов, наверное, один самых главных вызовов сегодняшнего дня – это сохранение традиций и здесь можно увидеть, что эти традиции сохраняются, — отметил вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я) Вячеслав Шадрин на церемонии открытия выставки. — Очень отрадно, что среди мастеров, работы которых представлены, есть и старшего возраста, так и их молодые коллеги. Это говорит о том, что у нас сохраняется преемственность наших традиций и передача тех знаний, которые важны для сохранения наших народов в этом очень сложном полиэтническом мире».
«Национальный центр «Симэх» уделяет большое внимание мастерам коренных малочисленных народов Севера. В этом году в центре создан арктический сектор. На выставке представлены уникальные работы. Думаю, работы мастеров коренных народов Севера и дальше будут пополняться в нашей галерее, а мы будем стремиться к этому и помогать. Наша цель передать традиции будущему поколению», — сказала Яна Игнатьева, директор Национального Центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх».
Действительно, в уникальных работах посетители выставки могут увидеть и оценить, как северные мастерицы трепетно хранят исконные традиции предков.
Анисия Ивановна Ефимова, представительница эвенского рода Донрэткын из Средней Колымы, выставила детские комплекты одежды мальчика и девочки из ровдуги. В ее изделиях отражены родовые орнаменты, что отличает от других эвенских орнаментов – оранжевый бисер. Шапочки отличаются еще тем, что сзади есть, так называемый, назатыльник, который защищает шею от снега, ветра, а летом от комара и дождя. Мастерица признает, что оранжевый цвет в орнаментах их рода может быть юкагирским влиянием, т.к. мама мастерицы из юкагиров Верхней Колымы.
Антонина Гаврильевна Левина из села Тополиного Томпонского района Якутии всю жизнь шила одежду для оленеводов. Она рассказывает, что при изготовлении меховой одежды остаётся много лоскутков, остатков оленьих шкур, которые можно отлично использовать. В представленном ею панно под названием «Встреча стойбищ после долгой холодной зимы», сшитом из маленьких остатков летних камусов, отражена жизнь и быт оленевода. Здесь можно увидеть и восход солнца, и как олени возвращаются из стойбища, и как проходит праздник День оленевода, во время которого проводятся соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана, оленьи скачки. Мастерица работала над панно с 2019 по 2022 год.
Стоит отметить, что экспозиция в галерее национальных культур также посвящена VII Съезду юкагирского народа Якутии, который пройдет 10-12 августа в г. Якутске. На выставке широко представлены изделия юкагирских мастериц. Здесь выставлена как традиционная национальная одежда юкагиров из оленьего меха и ровдуги, так и современные национальные костюмы с этническими элементами. Уникальные сумочки из рыбьей кожи и гусиных лапок обязательно вызовут интерес у посетителей экспозиции.
Вера Васильевна Рожина, мастерица из Усть-Янского района, рассказывает, что в детстве была очень любознательной и повторяла все за своей бабушкой, помогала ей. На выставке мастерица представила модель лодки-ветки, которую она сконструировала по памяти.
«Когда мы кочевали по тундре, мой отец и бабушка однажды смастерили из тальника и ровдуги ветку, чтобы переправиться через речку. Вот тогда я увидела весь процесс изготовления ветки от начала до конца. В тундре нигде не найдешь дерево или бревно, поэтому был найден самый подходящий материал – тальник. А мы всей семьёй помогая, кто чем может, обтягивали продымленной ровдугой каркас ветки. Все детали делала бабушка, а отец, как мужчина, помогал нам. После всех работ, когда полностью закончили, бабушка нерпичьим жиром смазала всю ветку снаружи и изнутри в несколько слоев. Весла тоже делали из тальника и ровдуги. На лодке помещались только два человека, так мы переправились на ней через речку», — рассказывает мастерица. За это изделие Вера Васильевна стала лауреатом Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера»-2021 в Москве.
Для руководителя этно-фольклорного юкагирского ансамбля «Колымчанки» Елены Семеновны Воронцовой бисереплетение всегда было хобби. Благодаря советам и книгам юкагироведа Людмилы Жуковой начала делать небольшие изделия юкагирского обихода, разные сумочки из рыбьей чешуи, жабер, из перьев и лапок уток и т. д.
«Мне очень интересно изучать, открывать что-то новое в одежде юкагиров», — говорит Елена Семеновна Воронцова.
В этом году к международному дню коренных народов мира Национальным центром «Симэх» объявлен конкурс национальных шапок. Елена Семеновна выставила четыре юкагирские шапки-моҕо, специально сшитые к этом конкурсу, это зимний капор из шкуры росомахи, с аппликацией из разных полос другого меха, как благопожелание ясного ума, шапка с тремя ушками, которую надевали во время приезда гостей, повседневная шапка из ровдуги с назатыльником, ззащищающем шею от укусов комаров и дождя, а также старинный головной убор из разноцветной ровдуги с круглым отверстием на макушке. Сшила женское летнее распашное пальто наймака из ровдуги со всеми деталями и передником.
На выставке устроена фотозона «Уголок мастерицы», где посетители могут сфотографироваться
Экспозиция продлится по 11 августа включительно в Галерее национальных культур Дома дружбы народов имени А.Е. Кулаковского.
Ирина Курилова
Фото и видео автора