На юге Казахстана есть древний город Туркестан, который в былые времена являлся крупной торговой точкой на Великом Шелковом пути.
Здесь сохранились уникальные строения времен Тамерлана. Исторические объекты вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО.
С 2018 года город переживает второе рождение и постепенно становится духовным центром всего тюркского мира. Начал развиваться туризм. Cтроятся новые культурные объекты, жилые дома.
Одним из застройщиков в стремительно развивающейся Туркестанской области является строительная компания «САХА-2005». Откуда растут ноги у компании и связана ли она с Якутией?
«БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЗАМУЖ ВЫДАЛИ»
Жила-была в селе Тополиное, что в Томпонском районе Якутии, девушка по имени Ольга, старшая из четырех сестер в учительской семье Копыриных. Работала специалистом отдела кадров, потом бухгалтером в оленеводческом совхозе «Тополиный», которым руководил легендарный Василий Кладкин – Герой Социалистического Труда СССР. Слава о совхозе гремела на всю республику, север в то время снабжался лучше, чем центр, и люди там жили достойно.
Где хорошо, туда и шабашники шли за длинным рублем. С такой целью из солнечного Казахстана прибыл в далекую Якутию Курбанбай Сеитов. Задача у добра молодца была по-быстрому сколотить состояние да вернуться домой. Но по-быстрому не получилось, застрял сердечный надолго. Всему виной наша Ольга, красивая, статная.
В то время отношение местных к шабашникам, мягко говоря, было не очень доверительным, а всему виной они сами – девок портили, да не все женились. Из пяти шабашников того сезона остались двое. Так соединили сердца Ольга и Курбанбай.
Поначалу жили без регистрации. Ольга размышляла так: шабашник есть шабашник, сегодня есть, а завтра и след простыл. И не торопилась захомутать его через закон, захочет уйти – штамп не удержит. А Курбанбай сам не раз заговаривал на эту тему, но всегда натыкался на отказ.
После рождения третьего ребенка Курбанбай взял Ольгин паспорт, когда ее не было дома, пошел в загс и попросил зарегистрировать брак без ее ведома. “Это как в анекдоте: “Без меня меня женили”, но в моем случае – без меня меня выдали», – смеется Ольга. Потом у Сеитовых родилось еще двое.
КТО КОМУ ПЛАТИЛ КАЛЫМ?
Ольга и не предполагала, что в аулах Союзной Казахской республики люди живут хуже, чем у нас на севере. Полная картина предстала, когда они впервые поехали в Казахстан.
У отца с матерью Курбанбая 12 детей, он четвертый – один из старших. Отец работал чабаном (пастухом).
Ольге стало их так жалко, что по возвращении она отправила им все свои сбережения – полторы тысячи рублей, по тем временам целое состояние.
– Мы с мужем между собой смеемся, что это я за Курбанбая калым заплатила, а не он за меня, – хохочет Ольга.
Может, кто не знает, раньше якуты тоже платили калым, потом этот обычай затерялся у нас во времени и пространстве. А вот братья казахи сохранили его по сей день.
Ольге в первое время было странно слышать, когда другие невестки заводили разговор о калыме. Но когда они в 2005 году переехали на родину мужа, это вошло в их жизнь.
Как рассказывает Ольга, калым до сих пор существует, но негласно. Такса зависит от социального положения семьи, воспитания девушки, ее образования и даже местности. Например, в городе Туркестан, где живут Сеитовы, калым стоит миллион тенге – это чуть больше 200 тысяч рублей российскими деньгами.
Из пятерых детей Ольги и Курбанбая младшая Алия еще не создала семью. Ей пока рано, студентке некогда думать о замужестве. В общей сложности Cеитовы заплатили калым за троих сыновей, а за старшую дочь получили сами.
ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Еще одна особенность – казахские бабушки и дедушки считают внуков своими только детей от сыновей. Конечно, они не отрекаются от внуков от дочерей, но в основном в поддержке и помощи в воспитании детей молодая семья больше расcчитывает на родителей мужа.
Когда у казахских бабушки и дедушки спрашивают сколько у них внуков, они озвучивают количество внуков от сыновей. Например, у Сеитовых в общей сложности 14 внуков (для нас), оттуда вычитаем четырех внуков от старшей дочери Дариги и получаем 10 признанных по казахским меркам.
Казахи – мусульмане. Мужчинам не возбраняется жениться на женщинах другой национальности, даже приветствуется, а вот девушкам не желательно. Мусульманин, обративший в свою веру иноверку, после смерти прямиком идет в рай. Так что Курбанбаю повезло с Ольгой и в этом.
Национальность дается ребенку по отцу, к родителям дети обращаются только на «вы». Дети Сеитовых, даже живя в Якутии, разговаривали с отцом на казахском, к тому же часто приезжали навещать казахских бабушку и дедушку, поэтому никакого языкового барьера по переезду в Казахстан не испытали.
Внучка от старшего сына носит якутское имя Туйара, это бабушка ее так нарекла. Все остальные – и дети, и внуки носят казахские имена, но есть два нейтральных имени, которые есть и у нас, и у казахов – это Дархан (младший сын) и Аян (внук от младшего сына Дархана).
Казахи, как считает Ольга, добрый, не злопамятный народ. Нет такого человека, который годами таил бы обиду. Словом, они уважают и себя, и других.
Если кому-то даешь в долг, просишь вернуть только три раза. Если не возвращают после третьего напоминания, ты должен забить: неприлично хронически выпрашивать. И, да, это щедрость.
«САХА-2005»
Курбанбай Сеитов и есть тот, кто основал компанию «САХА-2005». Но это спустя годы, а до этого многие годы трудился на стройке простым рабочим в якутские зной и морозы. Трудолюбивый, серьезный, основательный зять постепенно завоевал уважение. И когда в середине 90-х с семьей перебрался в Казахстан, его обратно позвали в Якутию для строительства гранильного завода в Томпонском районе. И только в 2005 году им удалось основательно переехать на родину главы семейства.
В Туркестане Курбанбай построил огромный дом, о таком у нас говорят: хоромы, где лошадям раздолье (ат сүүрдэр дьиэ), открыл собственную фирму и назвал “САХА-2005”. В благодарность земле Олонхо, где он обзавелся семьей и крепко встал на ноги.
В настоящее время сам отошел от дела, все больше увлекается кокпаром – национальным видом спорта, где всадники на лошадях борются за тушку барана. Курбанбай не участвует в играх, он один из тех, кто популяризирует и вносит свою лепту в его развитие.
Его дело продолжают сыновья: младший Дархан – директор, средний Арман – начальник участка. Оба с семьями живут в Туркестане.
Старший сын Аскар с семьей живет в Алматы, занимается логистикой – перевозкой грузов в Европу.
Старшая дочь Дарига – косметолог, в прошлом году стала «Лучшим косметологом Шымкента». С мужем и детьми живут в г. Шымкент.
Младшая Алия нынче окончила Назарбаевскую интеллектуальную школу и поступила в «Астана IT».
Вот такая счастливая интернациональная семья Сеитовых. Как писал классик, все счастливые семьи похожи друг на друга. Cемьи детей Сеитовых – копии семьи, созданной их матерью и отцом.
Анжелика Мотосова
Источник: Aartyk.ru