Ни для кого не секрет, что существует такая профессия, как психолог, но лишь немногие понимают, зачем этот человек нужен и зачем к нему обращаться, особенно в школе. Часто ученики боятся пойти к психологу, считают это чем-то постыдным и абсолютно ненужным. Однако порой случаются ситуации, в которых самому разобраться очень сложно, и тогда требуется профессиональная помощь. В Томпонской многопрофильной гимназии им. В.А. Штырова за ней можно обратиться к Анне Игоревне Гоголевой. Она согласилась ответить на несколько моих вопросов.
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
Оглядываясь назад, всё чаще задумываюсь, почему я выбрала профессию педагога? Любовь к учительскому труду в нашем роду передается из поколения в поколение. Перед глазами у меня всегда был пример моей тети Степановой Александры Гаврильевны. Она является отличником образования Республики Саха (Якутия), ветераном педагогического труда Российской Федерации. В нашей педагогической династии более 30 педагогов, которые работают в разных уголках нашей необъятной республики и общий педагогический стаж составляет 189 лет. За приверженность учительской профессии, вклад, внесенный в развитии системы образования республики мы награждены нагрудным знаком «Династия педагогов Республики Саха (Якутия)».
— Кто такой и чем занимается школьный психолог?
— Для меня школьный психолог – это не только любимая профессия, это постоянное саморазвитие. Всегда с гордостью говорю, кто я по профессии, что работаю с детьми. Мне очень нравится детская непосредственность, их мимика и манера общения. У каждого ребёнка своя жизнь, свои особенности развития. Так здорово раскрывать их личность, искать резервы к их новым подвигам и победам. Общаться с ними, как с взрослыми, относиться серьёзно к их детским проблемам, ведь для них это очень важно. Я думаю, очень важно быть рядом с ребёнком в трудной ситуации, вовремя поддержать, вселить в него веру в себя, сопереживать его неудачам, радоваться успехам.
Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни. Помимо этого школьный психолог осуществляет сопровождение родителей учащихся и педагогов школы. Работа школьного психолога осуществляется по нескольким направлениям: диагностика учащихся, родителей и педагогов; консультирование родителей, учащихся, педагогов; просветительская деятельность; коррекционная работа с учащимися по запросу родителей.
— Кто может обратиться к Вам за помощью? С какими проблемами обычно к Вам обращаются?
— За помощью к школьному психологу могут обратиться все участники образовательного процесса. Если возникли трудности учебного плана, а также существует ряд проблем более личного характера. Это трудности в отношениях с одноклассниками, педагогом, родителями. Эмоциональное состояние: апатия, нет сил что-либо делать, депрессия или повышенная раздражительность, агрессивность. При желании узнать о себе, своих особенностях и возможностях тоже можно обращаться за советом к психологу. Несомненно, школьный психолог обязательно занимается с учениками развитием познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление. А также развитием социальных навыков и уверенного поведения. С учеником психолог может провести профориентационную диагностику его возможностей, навыков, знаний и умений, личностных характеристик, качеств, потенциала, системы внутренних мотиваторов.
— Как часто ученики приходят к Вам, и как часто Вы самостоятельно ходите в классы для проведения бесед?
— За последние года количество ребят, которые обращаются сами, значительно выросло. Обращение ученика за помощью — это конфиденциальность. Приходя, ученики точно знают, что эта беседа не фиксируется, не докладывается родителям, классным руководителям или администрации. Это всё сделано для того, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, потому что во время беседы с психологом он зачастую выдает какие-то свои тайны и личные проблемы. Часто обращаются с коммуникативными проблемами — например, взаимоотношения с одноклассниками, конфликтные ситуации в школе, с родителями. Что касается моих встреч с ребятами, они обусловлены потребностями. Например, в период адаптации 5-х классов при переходе из начальной школы мы встречаемся регулярно, каждую неделю. Кроме того, ежедневно проводятся групповые занятия «Познай себя», «Учись учиться» и т.д.
— Сложно найти общий язык с современными детьми и их родителями?
— Родители сегодня получают обилие информации из открытых источников и используют ее не только в воспитании собственных детей, но и в процессе общения с педагогами и психологом. Современные родители открыты для дискуссии, они более требовательны, более раскрепощены. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, чтобы в школе ему было безопасно и комфортно. Что касается современных детей, то им необходима наша любовь, внимание, понимание и участие. Поэтому с ними не сложно найти точки соприкосновения, выстроить общение.
— Сегодня у подростков немало проблем: конфликты со сверстниками, интернет-зависимость и многое другое. Как помочь им с этим справиться? Что можно посоветовать родителям?
— К сожалению, реалии нашей жизни (наличие различных гаджетов, интернет) провоцируют некоторых родителей к тому, чтобы в общении с ребенком идти по более легкому пути – переключить внимание ребенка с прямого непосредственного, живого общения на блуждание в сети интернет или компьютерные игры. Но это путь в никуда – постепенно теряется связь родителей с ребенком, а сами дети получают нарушения эмоционально-волевой сферы, не приобретают так необходимых в человеческом обществе навыков общения и взаимодействия с другими людьми, в дальнейшем сталкиваются с проблемами в общении со взрослыми и сверстниками. В подростковом возрасте крайне сложно менять закрепившиеся установки.
Если же Вы, уважаемые родители, увидев проблему, решили с ней бороться, то помните – изолировав ребенка от компьютера и телефона, Вы должны предложить ребенку взамен не менее интересное и эмоционально наполненное общение с ним в совокупности с занятием из реальной жизни в соответствии с его наклонностями и способностями.
— Пожелание от школьного психолога.
— Дорогие родители! К сожалению, период детства заканчивается очень быстро. Цените каждый миг, проведенный с ребенком вместе. Дарите детям свое внимание, всегда выслушивайте их, поддерживайте, будьте рядом. Только счастливое детство порождает успешную и счастливую взрослость. Любите детей. Показывайте свою любовь действиями! Желаю, чтобы в вашей жизни случались приятности, сбывались чудесности, побольше было радости, красоты, добра и нежности!
— Большое спасибо за интервью, Анна Игоревна.
Напоследок хочется дать совет: не стоит бояться или пренебрегать посещением психолога! Он всегда готов принять, готов выслушать, готов помочь не только разобраться в проблеме, но и решить ее.
Нарыйа Афанасьева