В Якутии начали совершать полеты беспилотники ООО «БАС» при поддержке Правительства и Минэкологии
Республики Саха (Якутия) проводит пилотный проект по отработке и определению наиболее эффективных сценариев использования беспилотных авиационных систем (БАС) в Республике Саха (Якутия). Сообщаем, что БАС является оператором беспилотной авиации, созданный АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) совместно с Фондом Национальной технологической инициативой в 2022 году.
Напомним, что во время проведения ПМЭФ-2023 Глава Республики Саха Айсен Николаев и генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих подписали соглашение о сотрудничестве в сфере беспилотной авиации. Также компания БАС подписала соглашение о сотрудничестве в данной сфере с Министерством экологии Республики Саха.
Нам удалось побеседовать с руководителем Пилотного проекта в Якутии Натальей Ланской.
Константин Барысов: В каких отраслях применение БАС наиболее перспективно с учетом региональной специфики?
Наталья Ланская: Мы активно работаем с регионами, знаем их особенности и видим, что для территорий с низкой плотностью населения и инфраструктурными ограничениями, что характерно и для Якутии, развитие сферы беспилотной авиации является жизненно важным и актуальным не только для экономики, но и для социальной сферы. Мы провели переговоры с Министерством экологии и видим большую потребность в услугах с применением БАС. Например, в части мониторинга пожароопасных участков, подсчета поголовья овцебыка, северного лесного оленя, борьбы с шелкопрядом, забора и анализа проб воды на предмет загрязнения и доставки грузов и в труднодоступные районы. Также хочу отметить заинтересованность использования БАС для решения локальных задач со стороны других местных ведомств — Мининноваций и Минтранса.
Добавлю, что на сегодняшний день БАС с успехом применяются в сельском хозяйстве, строительстве, мониторинге трубопроводов и ЛЭП, геодезии и во многих других отраслях.
Константин Барысов: В чем особенность или отличие компании БАС от других производителей?
Наталья Ланская: Мы не производим беспилотники, мы предоставляем услуги с применением беспилотников для нужд региона и местных компаний.
Регионы заинтересованы именно в получении конкретных услуг с использованием БАС в необходимом объеме. Для госучреждений и коммерческих компаний это выгоднее, чем приобретать беспилотники и ставить их на баланс. Сразу снимается ряд вопросов по техническому обслуживанию и ремонту, содержанию штата сотрудников, обработке и рассекречиванию данных и т.д.
В настоящее время идет разработка экономической модели и тарифов на услуги с использованием БАС, что позволит значительно сэкономить бюджетные средства. Например, поднять самолет типа АН для разведки и проверки очага «возможного» возгорания стоит порядка 200 тысяч рублей в час, беспилотник с оператором выполнит эту задачу за сумму в десятки раз ниже.
Константин Барысов: В рамках какой программы вы планируете работать в регионе?
Наталья Ланская: В настоящее время регионы активно занимаются разработкой региональных программ развития в сфере беспилотной авиации, и мы активно консультируем регионы по этому вопросу.
Также напомним, что в настоящее время проходит подготовка национального проекта по развитию БАС, который должен быть утвержден к 1 сентября 2023 г.
Константин Барысов: Чем вам интересен регион Саха (Якутия)?
Наталья Ланская: Якутия – огромный регион с уникальной природой и живописными видами, от которых захватывает дух. Мы проводили пилотный проект в селе Кескил, это под Хандыгой Томпонского района, признаюсь, я бывала в Якутии и раньше, но такой красоты еще не видела. Потрясающие виды и потрясающие люди! Нам все очень помогают.
Здесь огромный простор для творчества и работы. Непростой климат и большие расстояния предъявляют особые требования к технике, это сложная, но интересная задача для нас. Мы готовы плотно сотрудничать с регионом, ставить и достигать амбициозные цели.
Добавлю, что БАС стала первой компанией, которая получила сертификат эксплуатантов от «Росавиации». Благодаря этому мы на законных основаниях можем оказывать коммерческие услуги с использованием БПЛА весом до 30 кг.
Константин Барысов